среда, 13 февраля 2013 г.

Осуждать или любить?




Марта посмотрела на часы и подумала: «Надо позвонить маме.» Именно надо, ведь это ее мать и она обязана о ней заботится. В последнее время разговоры ей не очень нравились, бывало они могли поболтать и том и о сём, но чаще всего Марта просто вежливо выслушивала жалобы матери. Никогда бы в жизни она не призналась, что не имеет на это других причин. Ведь она знала, что мать очень одинокая женщина, отцу чаще всего было не очень интересно слушать про плохих соседей и про проблемы с собакой, а подруг у нее не было.

- Привет, мам. Как дела? Чем занимаешься? - Марта надела маску послушной дочери и любезно подставила ухо к телефонной трубке.
- Здравствуй, всё нормально. Как ты? А я уборку делаю, вот в подъезде подмела за соседкой. Ужас, ну какая-же она грязнуля, ты даже себе не представляешь. Она полы помыла, а мусор так и лежит весь. Неудивительно, что муж от нее ушёл. Нечёсанная, немытая ходит, такую увидишь и домой не захочется.
- Мам, но ведь ты не лучше! - вырвалось у Марты.
- Что значит я не лучше? Ты хочешь сказать, я такая-же неряха как она!? - возмутилась мать и Марта пожалела, что сказала, но придётся теперь объяснять.
- Нет, мама, я совсем не имела в виду, что ты хуже, я тебя не сравниваю с твоей соседкой. Просто мы все частенько любим почувствовать себя лучше за счёт других. Мол, вот она полы плохо моет, а я хорошо. Она плохая, а я хорошая. Не нам дано осуждать других, не наше это дело.


В трубке было тихо. Ну вот, теперь она обидится, подумала Марта.
- Я ее не осуждаю! - с обидой в голосе проговорила мать.
- Мам, не обижайся. Мне просто думалось, что люди с возрастом накапливают терпимость к другим. Начинают принимать мир таким какой он есть.
- С возрастом каждый набирает опыт.
- Послушай, я тут прочитала кое-что и просто хотела поделится с тобой. Я поняла, что до сих пор моя любовь была привязана к какому-то условию. Вот у тебя как? Если ты говоришь, я люблю тебя, что это означает?
- Мне приятно с этим человеком. - с оставшейся обидой ответила мать.
- И у меня так-же было. Фраза «я люблю тебя» означала «мне хорошо с тобой». Но это как-то эгоистично получается. Мол люблю то я тебя, то МНЕ должно быть хорошо при этом. Понимаешь, «я» стоит на первом месте. Такая любовь всегда связана с какими-то условиями. «Я люблю тебя, если мне хорошо с тобой» или «Я люблю тебя, если ты мне будешь хорошо делать». Постоянно какие-то «если». Но ведь тогда с детьми любовь вообще невозможна. Они то не так уж часто ведут себя так, как мне хочется.

Мать недолго помолчав ответила:
- А вот к детям материнская любовь. Она совсем другая!
- Нет, мам, к детям любовь должна быть такая-же, безусловная.
- Но разве тебе не хочется иногда остановить ребёнка? Когда ты видишь, что он делает ошибку и вляпается по самые уши. С возрастом каждый набирает опыт и ему хочется, чтобы другой не встал на те-же самые грабли.
- А откуда тебе знать? Может быть эти грабли ему очень как нужны. Может быть наоборот? Может быть взрослые не правы, ведь дети ближе к богу, они ещё не утеряли контакт с вселенной. Все ситуации даны, чтобы мы чему-то научились. Всё что ни случается, случается к лучшему.

- Я не могу с тобой согласится. Когда-нибудь ты поймёшь, что ты не права.
- Может и пойму, а может и нет. Но я поняла теперь, что такое настоящая любовь и хотела поделится с тобой этим открытием, когда сделала замечание насчёт соседки. Любить это значит принимать таким какой есть. И тебе те сверху послали именно такую соседку, чтобы ты научилась принимать людей такими какие они есть.
- И что я теперь ее любить должна? - с недоумением и сарказмом рявкнула мать.
- Нет, ты ничего не должна. Но тебе будет легче, если ты будешь принимать её такой, какая она есть. Да, она неряха, да не следит за собой. Ну и что? Почему тебя это так сильно волнует?

Теперь чувствовалось раздражение на другом конце провода.
- Да, я знаю, что тебе бывает в такие моменты со мной нелегко. Да, тебе кажется, что я тебя учу и это тебя задевает. - попыталась сгладить ситуацию Марта.
- С тобой в последнее время вообще невозможно разговаривать.
- Да, со мной нельзя разговаривать, когда тебе хочется пожаловаться на соседку. А я пытаюсь тебе помочь. И знаешь как мне больно, что для тебя я всё ещё маленькая девочка. Как то раз ты сказала: Для меня вы всегда будете детьми. А мне так хотелось бы говорить с тобой на равных. Ведь если бы тебе тётя Даша тоже самое сказала, ты бы ведь не обижалась?
- Я не обижаюсь! - резко ответила мать.
- Ага, не обижаешься. Ещё как! Я же это чувствую!
- Ты что мои мысли читать научилась? - с издёвкой спросила мать. - Мои мысли они мои и их никто не знает!

Нет, бесполезно, надо закругляться. Пора заканчивать разговор.
- Ладно, мам. Не обижайся на меня. Я просто хотела поделится открытием.
- Но не бывать тому, чтобы все люди вокруг стали друг друга любить. Это невозможно. Всё равно будут вокруг гады.
- Да, мама. Пока ты в это веришь так и будет. У меня будет по другому. Мне пора бежать. Давай, до завтра.
- Да, до завтра.

Марта положила трубку и почувствовала с одной стороны облегчение, что не надо больше выслушивать эти негативные вещи, но с другой стороны её грызла совесть. Эх, разве можно так с собственной матерью? Помочь она хотела. Разве может цыплёнок курицу учить? Нет не может. Но и курица не имеет права выливать весь мусор на цыплёнка. Разве Марта обязана выслушивать что-то только, потому что матери больше не кому это высказывать?

А может быть мать изменит свое поведение теперь. Может быть поймёт, как это эгоистично с её стороны. Мол у меня ведь кроме тебя не с кем вообще поговорить об этом. Вот хоть тебе душу изолью. «Но ведь я тоже не мусорный бак!» - подумала Марта. «Почему в меня можно сливать всю эту гадость? Нет, не хочу я так. Не хочу!» Девушка взяла лист бумаги и поспешно настрочила.

«Мои идеальные отношения с мамой.
Я больше не выслушиваю её жалобы. Прерываю любые попытки слить на меня любые свой негатив. Не допускаю жалостного тона. Не терплю от нее отношения ко мне как к ребёнку несмышленному. Мы общаемся теперь только на повседневные темы. Пока больше с ней своими открытиями не делюсь.» Написала и задумалась. Что-то сосало под ложечкой. А, попалась, обида затаённая. А ну кыш! Ведь сама виновата, что мысль изложила не так. Надо нейтральнее, нельзя тыкать носом. Ведь тогда и Марта думает, что знает лучше. Нет, не знает она. Видимо и матери нужен этот опыт. Возможно ей и правда нужно пройти через это самой и возможно мать так и не поймёт «безусловной любви». Но ведь это её жизнь, пусть живёт как хочет.

Марта успокоилась. В душе вновь воцарился покой. Единственной серой мыслью на горизонте было то, что не завтра, то уж послезавтра всё равно надо будет звонить матери. Вот с этим надо ещё что-нибудь сделать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий