четверг, 19 сентября 2013 г.

Айболитик и ожоги - сказка для детей




- Ай-яй-яй, - завопила девочка за соседним столом. Она обожглась едой и хныкала.
- Айболитик, слушай, а чего это она? Для меня это совсем не горячо.
- У каждого это по другому. Один может снег руками голыми брать и ничего, а другому даже мороженое кажется слишком холодным. Один чай любит кипяток, а другой губы себе обжигает.
- А почему это так? - спросил я.
- Природа создала великое разнообразие. Люди тоже все разные. У тебя глаза, например, карие, а у Маши голубые. Миша высокий, а Вася маленький...
- Ну это я понял, - перебил я Айболитика. - А почему обжигаются-то?

Айболитик задумался. Видимо обдумывал, как лучше объяснить.
- Не так-то просто объяснить, но я попробу. Сегодня на завтрак были варенные яйца, помнишь? Вкрутую сваренные, да? А яйца сырые они жидкие, так ведь?
Я опять не понимал, куда клонит Айболитик, но кивнул головой.
- Так вот, яйца состоят по большей части из белков.
- Нет, там один только белок, - возразил я. - И еще желток.
- Есть такой вид «кубиков» - белки, понимаешь? Организм строит из них клетки. Так вот животный белок сворачивается при температуре выше 45 градусов.
- Куда сворачивает? Налево или направо?

Айболитик громко рассмеялся.
- Сворачиваться означает становиться твердым, - продолжил он успокоившись.
- Белок в яйце становится твердым, когда яйцо варят.
- Айболитик, ну это я знаю. Но при чем тут ожоги-то? - не выдержал я.
- А при том, что клетки твоего тела по-большей части тоже состоят из белка.
- А в школе говорили, что мы из воды состоим, - вставил я.
- Ну да, из воды. Только белка тоже много. И так-как белок портится от жары, то получается ожог.

Я нахмурил лоб. Как-то все еще непонятно все. Странно очень.
- А в бане ведь тоже жарко и на солнце тоже. Почему там ожогов не бывает?
- Как не бывает? Еще как! Кожа краснеет и воспаляется, если слишком долго загорать или париться.
- Значить париться вредно?
- Нет, это отличная закалка. Там ведь не 200 градусов как в духовке. А вот на солнце надо быть осторожнее. Наш организм очень выносливый, много терпит, а потом только реагирует.
- А в супе сколько градусов? - спросил я.
- Говорят не сколько градусов, а какой он температуры. - поправил он меня. - Язык очень чувствительный орган, поэтому он скорее обжигается.
- С этим разобрались кажется. А вот если я сковородку горячую потрогаю или утюг. То там ведь и волдырь появляется. Ты же сказал белок становится твердым. А если волдырь ткнуть, то там водичка вытекает.
- Твое тело очень умное. Когда слишком горячее приближается к коже, клетки рушатся и чтобы другие тоже не разрушались организм образует гной или сукровицу. Как границу между хорошими клетками и мертвыми.
- Интересно-интересно. А в больницу из-за ожога можно попасть?
- Да, если ожог большой. Был у меня недавно мальчик. Он кастрюлю с кипятком вылил на себя случайно. Пришлось даже операцию делать.
- Спасибо тебе Айболитик. Кажется я теперь знаю, откуда ожоги.

Комментариев нет:

Отправить комментарий