понедельник, 9 декабря 2013 г.

Безусловная любовь в отношениях


- Здравствуйте.
- И вам здоровья желаю. Проходите, проходите. Прошу, устраивайтесь поудобнее.

Жаира была девушкой не робкой, но тут что-то опешила. Кабинет был очень необычным. Когда она записывалась к этому чудо-психологу, она думала, что ее ожидает кабинет со старинной мебелью и обязательным диваном для пациентов в углу. От одной мысли о том, что она должна будет лежать на этой мягкой софе и заниматься стриптизом души, ей становилось не по себе.

На крайний случай Жаира согласна была увидеть простой врачебный кабинет, ну как у обыкновенных врачей. Стол, стул, кушетка для обследования, шкафчики с медикаментами. А тут... Белая комната. Да, абсолютно белая. Стерильности это кабинету не придавало. Скорее элегантности. Белый деревянный пол, на нем пушистый ковер, белый стол у окна, белые полированные шкафы в углу и вот он, злосчастный диван. Только он был не один, кресла и столик (конечно тоже белые) были сгруппированы в очень уютном порядке.


Девушка замерла, ожидая, куда сядет психолог, чтобы выбрать хорошую оборонительную позицию. Кстати о самом «враче». Подруга все уши прожужжала про него. Мол, так мозги хорошо вправляет, и все то он тебе поможет по полочкам разложить. На визитке стояло «Уна Тара Вилисис» и Жаира приняла имя «Уна» за женское, а тут молодой и привлекательный мужчина. Как тут не растеряешься?

- Простите, моя подруга не говорила, что вы мужчина, - выдавила наконец Жаира.
- А что, это вам мешает? - улыбнулся он. - Да, Уна у вас имя редкое. Но там, откуда я, это как у вас Иван или Александр. По какой причине вы здесь?
Хм, а по какой правда? Вот так в лоб спрашивает.
- Подруга сказала, вы поможете мне разобраться.
- С чем? - спросил он доставая блокнот и ручку.
- Со всем наверное, - неуверенно сказала Жаира устраиваясь в одном из кресел.
- А что, все так плохо? - вновь улыбнулся он.
- Не знаю, вы ведь психолог. Вы мне и скажете, что со мной, - парировала девушка.

Мужчина поставил на столик графин с водой, стаканы и сел напротив Жаиры.
- Хм, хитрая вы. Выходит я должен вам сказать, что у вас не так? А ведь я могу так что угодно наплести и вы ведь согласитесь. Это как с гороскопами, что-нибудь да обязательно подойдет. Только целесообразно ли это? Расскажите мне немного о себе. Так будет проще. Что вас беспокоит?
- Меня беспокоит, что меня постоянно что-то обижает, задевает, цепляет...
- Ага, это уже лучше. Что-то или кто-то?
- Ну, я ведь девочка большая, я понимаю, что если что-то меня задело, то виноват не этот кто-то, который это сделал. Скорее всего есть что-то во мне, что резонирует.
- Да, вы правы. Очень мудро с вашей стороны не винить окружающих.

Жаира налила себе воды, взяла стакан в руки и задумчиво разглядывала искусственный белый жасмин в белой-же вазе.
- А что именно вас задевает?
- Да, все подряд. В этом-то и дело, что нет системы или категорий. Бывает мне больно от того, что муж за компьютером сидит и на меня внимания не обращает. Бывает и ребенок мой труд не оценит, а я уже на взводе. Неуравновешенная я какая-то, и мне это очень мешает.
- Интересно, очень интересно. Значит вы перфекционист, да?
- С чего вы взяли?
- Быть неуравновешенным вовсе не плохо. Это однако и не значит, что это хорошо. Это не плохо и не хорошо, это просто такое как есть. А вам мешает, говорите. У вас есть стремление к самосовершенствованию, но и оно должно быть в норме, не чрезмерным. Понимаете?
- Кажется да. Это вы о безусловной любви к себе, да?

Психолог посмотрел на Жаиру и спросил:
- А как бы вы описали свои отношения с мужем? Свою любовь к нему? А к ребенку?
Дайте угадаю, безусловная любовь и идеальные отношения, так?
Жаира прищурилась. Нет, не дам я себя в обиду. Чего это он так о безусловной любви? Или может кажется ей, что на нее нападает он?
- Да, моя цель безусловная любовь. Если любовь обусловлена чем-то это не любовь. Это мое личное мнение.
- Конечно, конечно, - улыбнулся мужчина. - Если вы любите ребенка только хорошим и послушным, а когда он балуется ругаетесь на него, то это не любовь. А как насчет мужа? Если он вам делает больно, вы его все-равно любите?

Жаира поставила стакан назад на стол, так и не сделав ни глотка.
- Но ведь это не он делает мне больно, это его поведение меня цепляет. А значит это есть и во мне, либо в подавленной форме либо в живой. Надо себя изменять.
- Вы подкованы в психологии. Однако что-то у вас слишком все однобоко получается. Подождите-ка, у меня есть одна идея. Прикройте глаза и выслушайте одну фразу, а потом скажите подходит она к вам или нет.
Глаза закрывать? Эге, еще чего!
- Ладно давайте и с открытыми глазами. Итак: «Безусловная любовь требует безусловных отношений».

И чего она так напрягалась? Безобидная-то какая фраза и умная главное.
- Подходит, думаю, - пожала плечами девушка.
Мужчина посмотрел на нее и посерьезнел.
- Значит никаких условий для любви и никаких условий в отношениях.
- Ну, да. Никто ничего никому не должен.
- И как? Как вам такие отношения?
Жаира вновь пожала плечами.
- Не знаю, бывает неуютно, бывает хорошо. По разному.
- Знаете почему? Потому что даже безусловная любовь требует обусловленных отношений. Я бы даже сказал, чем безусловнее любовь, тем строже должны быть условия в отношениях.

Девушка качала головой.
- Нет, не могу с вами согласится. Это бред какой-то. Извращение логики.
- Хорошо. Ребенка вы своего любите, так ведь? А правила все-таки устанавливаете. Объяснить условия мирного сосуществования это основы воспитания.
- Так он ведь маленький! Откуда ему знать, что нельзя ноги на стол ставить, вот и учим уму-разуму.
- А ведь не только этому учите, так ведь? Ярость можно испытывать, но нельзя ее выпускать на других людях. Грустить можно, но только не надо давать себя засасывать в нее с головой. Правильно?
- Это не условия отношений со мной, это условия всего мира. Это правила общества.
- Да, но ведь и в обществе у каждого свои правила и свои границы.

Эх, как у него ловко получается аргументацию выстраивать, удивилась Жаира. Она пыталась придумать, что ответить, но эта логика непробиваемая.
- Итак, если вы с ребенком строите отношения таким образом, что объясняете ему, что можно, а что нельзя, то вы строите систему условий. Многие строят ее так: Ведешь себя хорошо, т. е. как как хочу я - я тебя люблю. Ведешь себя плохо - не люблю. Вы уже перешли на следующий уровень, но только с ребенком.
- Простите, я не понимаю, куда вы клоните?
- Ваш муж знает, что именно причиняет вам боль? Какие его поступки? А вы знаете, какие ваши действия не нравятся ему?
- В целом да, - нахмурив брови ответила Жаира.

Нет, это только в целом. А вот в повседневной жизни это множество мелочей, которые мешают и портят настроение. Девушка молчала и психолог продолжил:
- Повторяю: Даже безусловная любовь требует обусловленных отношений.
- Кажется я начинаю понимать. Если мне для радости и счастья надо, чтобы моему мужу были интересны мои мысли, то я должна внести это как условие в наши отношения? Но разве обязанность делать что-то не убивает любовь? Не хочу, чтобы он слушал меня, просто потому что должен.
- Хорошо, что вы думаете о других, только о себе тоже думать надо. Ваш ход мыслей завел вас немного не в ту сторону, все намного проще. Делитесь мыслями с ним, но если они ему неинтересны, то не унижайтесь и делитесь с кем-нибудь другим.

Жаира закусила губу. Внутри бушевало сопротивление.
- Неужели все так просто? Но ведь это значит, что близости между нами будет становится все меньше и меньше. Мне бы так хотелось, чтобы он знал, что у меня внутри. Что я думаю, какие эмоции испытываю...
- Чтобы в какой-то момент получить в ответ тоже самое? - прервал он ее.
- А почему-бы нет?
- Потому что это ложное верование. Если я буду много давать, мне дадут столько-же назад? Если вам что-то надо, попросите об этом.
- Просила! - яростно заявила Жаира. - И умоляла и требовала и выпрашивала. Столько раз давала ему понять, что мне очень хочется заглянуть к нему в душу.
- И что?
- Да, ничего! Уходит в молчанку и все.

Слеза-предательница покатилась по щеке.
- Вам очень хочется близости. Но почему? Зачем? Что будет, если вы ее получите? Сразу станете счастливой? Неужели вы думаете можно наверстать прошлое? И главное, вы забываете о законе противодействия. Чем больше вы хотите чего-то, тем больше сопротивления вы создаете.
- Как так?
- А так. Желание должно быть легким и невесомым. Пожелали и отпустили.
- Ладно, давайте вернемся в обусловленным отношениям. Кажется я не до конца понимаю, что вы имеете в виду.
- Хорошо. Вы бескорыстная личность, вы даете много и стремитесь любить просто так. Это очень даже похвально. Но при всем этом вы все-таки должны указывать на свои границы. Как говорил Чак Спеццано: «Если это больно, это не любовь»

Да, если больно, это не любовь. Это Жаира и так понимала, хотя и имела склонности к мазохизму и самобичеванию.
- И как это конкретно выглядит в реальности? - спросила она.
- Я тебя люблю таким какой ты есть, но мне больно от твоего поступка. Сможете это сказать мужу?
- Не знаю, он ведь обидится.
- Ага, он обидится. А то что вам больно, это ничего?
Голову девушка втянула в плечи и выглядела как нахохлившаяся птица.
- Поймите одно: Вы сами создали и продолжаете создавать ситуации, в которых вам будет больно. Самопожертвование не имеет ничего общего с любовью.

Жаира подняла на психолога полные слез глаза.
- Наверное вы правы, - прошептала она.
Мужчина протянул ей салфетку и она вытерла слезы, а затем он посмотрел на часы.
- Мы можем продолжить разговор на следующей неделе. Если захотите, конечно.
Выйдя из здания, девушка бодро зашагала бульвару без особой цели. О, лавочка, это то что нужно.

«Да, я жертвую собой, своими желаниями, своими потребностями. Ох, и правда ведь я создаю сама себе все эти заморочки. А всего-то надо просто перестать себя мучить. Либо муж слушает меня либо нет. Неужели он единственный, кому я могу излить свои драгоценные мысли?»

На душе стало как-то спокойно и легко. Будто правда весь хлам убрали, а нужное по полочкам расставили. И Жаира зареклась чаще говорить о том, что ей не нравится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий